Ценности обновленного образования в казахстанском обществе единства, мира и согласия

Двадцать пять лет деятельности Ассамблеи народа Казахстана, ее опыт укрепления в общественной практике ценностей единства, мира и согласия повлияли на обновление системы образования и воспитания.

Ценности единства в многообразии, толерантности в уникальной полиэтнической и поликультурной среде — в современных условиях стремительно меняющегося настоящего и неопределенного будущего — служат точкой опоры, позволяя устанавливать внутреннюю логику в бурном потоке изменений и глобальных перемен.

В образовании и воспитании, обновляемом под влиянием поликультурной и межконфессиональной общественной жизни в Казахстане, важен методологический подход, согласно которому теорию и практику воспитания на любом уровне образования (дошкольного, среднего общего, ТиПО, вузовского и послевузовского) следует разрабатывать в аспекте педагогики независимости. Это означает учет опыта становления государственности, а также смыслов, ценностей и механизмов воспитания, присущих каждой стране и соотносимых с особенностями развития ее независимости.

Таким образом, казахстанское воспитание, «вписанное» в педагогику независимости, учитывает исторический опыт: «Казахстан — наш большой общий дом, в котором мы все живем в мире, дружбе и согласии. Наше разнообразие — это богатство и преимущество в условиях конкурентного и глобального мира. Источником всех наших достижений за годы независимости служит единство нашего народа» (Н.Назарбаев. Когда мы едины — мы непобедимы).

Сердцевиной современного образования в Казахстане становится формирование у дошколят, школьников, студентов уважения к своей стране, ее прошлому, чувство действенного патриотизма. Фокус такого образования направлен на воспитание глубокого самоощущения истории и культуры малой родины и большого Казахстана, его культурно-географического пояса святынь. Это становится возможным, когда в процессе познания обучающийся выступает не только как субъект учебной деятельности, но и как субъект культуры, эпохи, языка, осознавая ценность «Я» через причастность к ним.

Такое образование способствует становлению мировоззренческой позиции обучающегося, на основе которой формируется его жизненное самосознание и, как следствие, гражданская идентичность на всех этапах образования.

В условиях открытого мира и глобализации важно то, что основу гражданской идентичности составляет национальная идентичность, позволяющая принять историю Казахстана как общую для этносов, проживающих на этой земле длительное время.

Яркий пример тому — судьба Герольда Бельгера, который неоднократно говорил и писал: «Я в эту землю врос корнями». Горжусь, что на земле Северного Казахстана (моей родине) состоялось первое соприкосновение Герольда Бельгера с загадочной и гордой степной вселенной. Тогда, в 1941-м году, мальчик понял то, что спустя полвека описал в «Трех струнах души»: «степь — это тайна, которую предстоит узнать, постичь. А безбрежность степи, ее величие, ее таинственность, ее прошлое, настоящее, будущее вмещаются в одно крылатое слово — КАЗАХСТАН».

Предлагаю аул, принявший семью Бельгеров из депортированных немцев (ныне аул возле села Ыскака Ыбыраева (СКО) на реке Ишим), а также аул, в котором родился Магжан Жумабаев (ныне село Сарытомар Булаевского района Северо-Казахстанской области) включить в объекты региональной историко-краеведческой экспедиции.

Еще Платон признавал: «Творчество — понятие широкое. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей — их творцами».

Грани Великой степи: всадническая культура, древняя металлургия, звериный стиль, золотой человек, Великий шелковый путь, яблоня Сиверса и тюльпаны Регеля — это творчество, не разрушаемое временем.

Объективированное творчество находится не только в библиотеках, сосредоточено не только в картинах, фильмах, компьютерах, архитектурных сооружениях и т.п. Оно аккумулировано в языке, великих именах, архивных данных и исторических документах, мифологии, фольклоре и мелодиях, традициях, обычаях и технологиях Великой степи.

Еще Платон признавал: «Творчество — понятие широкое. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей — их творцами».

Грани Великой степи: всадническая культура, древняя металлургия, звериный стиль, золотой человек, Великий шелковый путь, яблоня Сиверса и тюльпаны Регеля — это творчество, не разрушаемое временем.

Объективированное творчество находится не только в библиотеках, сосредоточено не только в картинах, фильмах, компьютерах, архитектурных сооружениях и т.п. Оно аккумулировано в языке, великих именах, архивных данных и исторических документах, мифологии, фольклоре и мелодиях, традициях, обычаях и технологиях Великой степи.

Для деятельности Ассамблеи народа Казахстана, ее региональных центров возникает важнейшая научно-методическая проблема — внедрение технологий ценностного присвоения личностью объективированного творчества, созданного разными этносами в ходе социокультурного развития Казахстана. Согласно логике развития поликультурного и межконфессионального взаимодействия, вся многообразная жизнь народа Великой степи должна стать социально-культурным основанием современного творчества, в том числе педагогического.

Философия определяет творчество как переход от старой действительности к новой. Главной силой такого перехода является продуктивная активность творческого «Я» — разноликого и разноязычного в казахстанском обществе, уверенного в своей национальной идентичности.

В контексте деятельности региональных центров АНК актуализируется национальное творчество в организации серии публичных лекций на базе музеев и этнокультурных комплексов, разработке маршрутов познавательного туризма, создании научно-популярных серий «Выдающиеся учителя Великой степи» и «Личность, народ, страна», проведении фестивалей национальных героев, поддержке памятников выдающимся представителям народа Казахстана, внесшим значительный вклад в развитие страны.

Творчество тесно связано с уровнем образованности общества. Мобильность Ассамблеи народа Казахстана напрямую зависит от количества качественно образованных и воспитанных людей. Необходимо приложить усилия к сохранению национальной и гражданской идентичности личности, чтобы наша история оставалсь понятной, близкой и востребованной и в условиях цифровой цивилизации.

Сила воспитания — в укреплении себя, семьи, организации. Стержнем силы является вера в себя: «Она придает нашему характеру твердость, телу — физическую мощь, а сердцу — уверенность» (Н.Назарбаев. Когда мы едины — мы непобедимы).

Воспитание, помноженное на общие усилия народа Казахстана, позволит нам сохранить себя и семью, укрепить позиции в работе, поддержать родных, коллег, друзей.

Алма Мурзалинова, руководитель научно-экспертной группы
АНК СКО, доктор педагогических наук, профессор

27.04.2020
Просмотров: 291